Конспект урока по математике на тему «единицы времени: год, месяц, сутки»

Знакомство с историей измерения времени

ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?

Этим вопросом, вероятно, задавался каждый человек

В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению – все это происходит в точно назначенное время

Как вы думаете, почему иногда говорят «потерял время»? Разве можно терять время, например, как карандаш или книгу?

Во многих европейских языках «время» – одно из самых употребительных имен существительных.

В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Вы наверняка слышали их.

  • Нет времени.
  • Время летит.
  • Время как резиновое.
  • Тратить время.
  • Убить время!
  • Времени хоть отбавляй!
  • Экономить время.

Тогда не будем терять время и приступим к работе.

Именно о времени, единицах измерения времени мы узнаем сегодня.

Измерять время помогли людям наблюдения над Солнцем, Луной и звездами. Уже древние люди заметили чередование дня и ночи, смены времен года. Появились первые единицы времени: сутки и год.

Продолжительность года определялась вначале очень неточно.

Например, древние египтяне считали годом промежуток времени от одного разлива Нила до другого.

Потом они заметили, что разлив Нила связан с появлением над горизонтом яркой звезды Сириус. Год стал определяться точнее. Египтяне изобрели один из самых удачных календарей. Они разделили год на 12 месяцев по 30 дней. Этот календарь послужил образцом для других народов.

Цели урока:

1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени». 2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение. 3. Способствовать развитию навыков перевода из одних единиц времени в другие. 4. Создать условия для формирования: коммуникативной компетентности: умение организовывать и поддерживать диалог, способность слушать; социальной компетентности: взаимное сотрудничество. 5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение выслушивать собеседника и принимать его точку зрения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Задача 6

Перемена окончилась в 10 часов 10 минут. Когда началась перемена, если она продолжалась 15 минут?

Решение

Из 10 часов 10 минут вычтем 10 минут:

Однако перемена продолжалась не 10 минут, а 15, поэтому из 10 часов вычтем еще 5 минут. Для этого представим 10 часов как 9 часов и 60 минут, и из 60 минут вычтем 5:

Таким образом:

Ответ: перемена началась в 9 часов 55 минут.

Список литературы

1. Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2010.

2. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. 4 класс. Учебник в 3 ч. 2-е изд., испр. – М.: 2013.; Ч. 1 – 96 с., Ч. 2 – 96 с., Ч. 3 – 96 с.

3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Большой задачник по математике. 4 класс. – М.: 2013. – 256 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет-сайт YouTube (Источник)

2. Интернет-сайт onlinegdz.net (Источник)

3. Интернет-сайт volna.org (Источник)

Домашнее задание

1. Задача на смекалку 1 (стр. 66), задача 343 (стр. 67), задача 17 (стр. 75) – Математика. Учебник для 4 кл. нач. шк. В 2 ч./М.И. Моро, М.А. Бантова (Источник)

2. Спектакль начинается в 17 часов 30 минут. В какое время Миша должен выйти из дома, если он хочет быть в театре за полчаса до начала спектакля, а на дорогу от дома до театра у него уходит: 20 минут пешком от дома до метро, 15 минут поездом на метро и 10 минут пешком от метро до театра?

3. Выразите в часах: 1 сутки и 10 часов; 5 суток; 2 суток и 6 часов.

4. Футбольный матч с перерывом длился 1 час 50 минут. Во сколько начался матч, если он закончился в 19 часов 20 минут?

Год, месяц, неделя

Для измерения более длинных интервалов времени используются единицы измерения год, месяц и неделя, состоящие из целого числа солнечных суток. Год приблизительно равен периоду обращения Земли вокруг Солнца (примерно 365,25 суток), месяц — периоду полной смены фаз Луны (называемому синодическим месяцем, равным 29,53 суток).

В наиболее распространённом григорианском, а также в юлианском календаре за основу принят год, равный 365 суткам. Так как тропический год не равен целому количеству солнечных суток (он составляет примерно 365,2422 суток), для синхронизации календарных времён года с астрономическими в календаре используются високосные года продолжительностью 366 дней. Год делится на двенадцать календарных месяцев разной продолжительности (от 28 до 31 дня). Обычно, на каждый календарный месяц выпадает по одному полнолунию, но так как фазы Луны сменяются немного быстрее, чем 12 раз в году, иногда случаются и вторые полнолуния за месяц, называемые голубой луной.

В еврейском календаре основой является лунный синодический месяц и тропический год, при этом год может содержать 12 или 13 лунных месяцев. В длительной перспективе одни и те же месяцы календаря приходятся на примерно одно и то же время.

В исламском календаре основой является лунный синодический месяц, а год содержит всегда строго 12 лунных месяцев, то есть около 354 дней, что на 11 дней меньше тропического года. Благодаря этому начало года и все мусульманские праздники каждый год смещаются относительно климатических времён года и равноденствий.

Неделя, обычно состоящая из 7 дней, не привязана к какому-либо астрономическому событию, однако широко используется как единица времени. Можно считать, что недели формируют независимый календарь, используемый параллельно с различными другими календарями. Предполагают, что продолжительность недели берёт начало от округлённой до целого числа дней продолжительности одной из четырёх фаз Луны.

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Страница 31,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 33,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 37,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 45,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 60,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 68,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Задание 29,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Задание 35,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 107,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 24,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

3 класс

Страница 84,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 96,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 99,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 101,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 106,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 74. Вариант 1. № 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 75. Вариант 2. № 2,
Моро, Волкова, Проверочные работы

Страница 27,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 61,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 76,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

4 класс

Страница 20,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 52,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 55,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 66,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 1 часть

Страница 50,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 1 часть

Страница 64,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 70,
Моро, Волкова, Степанова, Бантова, Бельтюкова, Учебник, 2 часть

Страница 7,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 35,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

Страница 64,
Моро, Волкова, Рабочая тетрадь, 2 часть

5 класс

Задание 57,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 509,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 515,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Упражнение 179,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 183,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 218,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 480,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 612,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 2,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

Упражнение 839,
Мерзляк, Полонский, Якир, Учебник

6 класс

Задание 246,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 276,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 292,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 311,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

Задание 405,
Виленкин, Жохов, Чесноков, Шварцбург, Учебник

24-часовое исчисление времени суток

На рисунке 1 изображены часы. Нам известно, что в сутках 24 часа, но на циферблате часов стоят цифры только от 1 до 12, поэтому иногда приходится уточнять, который сейчас час. Например, семь часов утра или семь часов вечера. Начало суток – 0 часов.

Рис. 1. Циферблат часов

На часах есть две стрелки. Большую стрелку называют минутной, маленькую – часовой. За время полного оборота большой стрелки (от 12 до 12) маленькая пройдет лишь до следующей цифры – это прошел один час. Один час – это 60 минут.

Если часовая стрелка совершила полный оборот от 0 часов до 12, то прошла первая половина суток. Через час после 12 часов дня будет 13 часов, или 1 час дня (см. Рис. 2), еще через час – 14 часов, или 2 часа дня, и так далее до 24 часов.

Рис. 2. 13 часов

Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век

Найдено документов — 14 1. Демонстрационная версия

Демонстрируются важнейшие составные элементы и принципы работы образовательного ресурса «Начальная школа», разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка ИУМК для системы общего образования»

Размер: 9.54 мб

2. Длина дня и ночи

Ученику дается таблица, в которой указаны различные периоды осени, приведены 2 числовые характеристики из 4-х: время восхода и захода солнца, продолжительность дня и ночи. Ученик заполняет остальные ячейки таблицы.

Размер: 60.5 кб

3. Единицы измерения времени

Анимация. Единицы измерения времени

Размер: 498.8 кб

4. Задания с именованными величинами

Интерактив. Задания с именованными величинами

Размер: 355.1 кб

5. Какой период осени был короче всех?

Задание носит интегрированный характер (математика и естествознание). Ученик высчитывает либо начало, либо продолжительность, либо конец определенных периодов осени. При верном решении появляется картина, характерная для данного периода.

Размер: 1.25 мб

6. Методические рекомендации по использованию образовательного ресурса «Математика. Измерение. 2 класс» в учебном процессе

Методические рекомендации по использованию образовательного ресурса «Математика. Измерение. 2 класс» в учебном процессе предназначены помочь учителю подготовиться к уроку, подобрать наглядные материалы, научить школьников

Размер: 393.6 кб

7. Методические рекомендации по использованию образовательного ресурса «Математика. Измерение. 3 класс» в учебном процессе

Методические рекомендации по использованию образовательного ресурса «Математика. Измерение. 3 класс» в учебном процессе предназначены помочь учителю подготовиться к уроку, подобрать наглядные материалы, научить школьников

Размер: 104.4 кб

8. Методические рекомендации по использованию образовательного ресурса «Математика. Измерение. 4 класс» в учебном процессе

Методические рекомендации по использованию образовательного ресурса «Математика. Измерение. 4 класс» в учебном процессе предназначены помочь учителю подготовиться к уроку, подобрать наглядные материалы, научить школьников

Размер: 93.9 кб

9. Образовательный ресурс ?Начальная школа?

Образовательный ресурс «Начальная школа» разработан в рамках конкурса НФПК «Разработка инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) для системы общего образования».
Ресурс содержит ряд учебников, набор цифровых ресурсов, инструкций по их эксплуатации и методические рекомендации по организации учебного процесса.

Размер:

10. Руководство по установке цифрового ресурса «Математика. Измерение» на компьютер пользователя

Руководство по установке цифрового ресурса «Математика. Измерение» на компьютер пользователя предназначено для пользователя, решившего установить программу на свой компьютер

Размер: 3.93 мб

11. Учебник «Математика. Измерение. 2 класс»

Учебник «Математика. Измерение. 2 класс» разработан в составе инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК) «Начальная школа» в рамках конкурса НФПК «Разработка ИУМК для системы общего образования»

Размер: 24.83 мб

12. Учебник «Математика. Измерение. 3 класс»

Учебник «Математика. Измерение. 3 класс» разработан в составе инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК) «Начальная школа» в рамках конкурса НФПК «Разработка ИУМК для системы общего образования»

Размер: 40.18 мб

13. Учебник «Математика. Измерение. 4 класс»

Учебник «Математика. Измерение. 4 класс» разработан в составе инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК) «Начальная школа» в рамках конкурса НФПК «Разработка ИУМК для системы общего образования»

Размер: 23.3 мб

14. Цифровой ресурс «Математика. Измерение»

Цифровой ресурс «Математика. Измерение» разработан в составе инновационного учебно-методического комплекса (ИУМК) «Начальная школа» в рамках конкурса НФПК «Разработка ИУМК для системы общего образования»

Размер: 17.91 мб

Всего документов: 14

Другие материалы

Единица вместимости литр (л) Время Единицы времени: секунда (с), минута (мин), час (ч), сутки (сут.), неделя, месяц (мес.), год, век Соотношения между единицами времени Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, «купли-продажи» и др

Итог урока.

— Какие единицы времени изучали на уроке?

— Сейчас проверим, насколько хорошо вы единицы времени запомнили. Игра «Да-нет». Если да хлопок , если нет тишина

В году 12 месяцев?

Декабрь-первый месяц в году?

Воскресенье — последний день недели?

Осенью-3 месяца?

В году -365дней

В неделе – 5суток

В каждом месяце по 30 дней?

Рефлексия.

Оцените своё настроение в конце урока

Моё настроение

В начале урока

В конце урока

отличное — зеленый карандаш, не очень –синий,

Ребята , у кого за урок настроение не изменилось ? Каким оно было в начале урока , таким и осталось, поднимите руки.

У кого оно изменилось в лучшую сторону , поднимите руки.

Кто доволен своей работой на уроке?

Кто не доволен свое работой на уроке , у кого настроение понизилось? У кого не получилось, подойдите ко мне на перемене и мы с вами всё разберём.Оценивание (отметки)

Домашнее задание комментирование

с.105№6б , №7а обязательно, а задание кому понравится задача про Робинзона Крузо можетесделать. И это задание будет оценено дополнительно.

Спасибо за работу на уроке.

Урок окончен.

Ссылка на основную публикацию